Европейский маршрут
В год 300-летия Санкт-Петербурга по инициативе Европейского Союза был открыт так называемый Европейский маршрут. Вот статья об этом из газеты "Фонтанка". В реале это представляет из себя 15 тумб, установленных в различных частях города. Причем каждая тумба связана с близлежащими деяниями представителя какой-либо из стран ЕС на благо города.Я решил создать электронную версию этого маршрута.
Правда с годами я стал замечать, что не все тумбы на месте. Поинтересовался мнением городских властей на эту тему и даже получил от них некие ответы. Поиск продолжается!
Маршрут в деталях.
1. Бельгия.
Карильон - дар Бельгии Петропавловскому собору Санкт-Петербурга
В Западной Европе с конца XV века распространяются карильоны - ударные музыкальные инструменты, представляющие
собой набор настроенных колоколов, приводящихся в движение механическим способом или вручную
- с помощью клавиатуры и педалей. Это искусство достигло своего апогея
в нынешней северной части Бельгии, и особенно в городе Мехелен (Малин).
В Петербурге карильон появился благодаря Петру I. "Малиновый звон" стал
одним из символов Петровской европеизации России.
Первый карильон полностью сгорел во время пожара, а от второго сохранилась лишь одна из секций.
История современного, третьего по счету карильона Петропавловского собора связана с именем выдающегося
карильонера современности Йо Хазена. В 1996 г. утвержден международный проект,
разработанный Мехеленской школой карильона, Фондом им. короля Бодуэна,
Правительством Фламандского Сообщества Бельгии и их российскими партнерами.
Инструмент, созданный на средства фондов и частных дарителей из Бельгии и других
государств, состоит из 51 колокола, общим весом 15160 кг.
Новый карильон был установлен на колокольне Петропавловского собора 15 сентября 2001
г., и над Санкт-Петербургом вновь зазвучал "малиновый звон".
Назад к схеме маршрута
|
|
2. Великобритания
Первый обер-комендант Санкт-Петербурга Роберт Брюс
Брюс Роман (Роберт) Виллимович (1668-1720) - потомок шотландских королей, сын генерал- лейтенанта русской армии, сподвижник Петра I.
К 1700 г. Брюс стал полковником и командиром регулярного пехотного полка, носившего его имя - Брюсов полк. Служил он отважно и усердно.
В 1704 г. Р.Брюс назначен Петром I первым петербургским обер-комендантом. Р. Брюс боролся с наводнениями
Невы, отражал нападения шведских отрядов, перестраивал Петропавловскую
крепость, строил и обустраивал город.
До самой своей смерти в 1720 г. генерал-лейтенант, член Военной коллегии Р. Брюс служил России. В последний путь его проводил сам Петр.
Первого обер-коменданта похоронили прямо у стен недостроенного Петропавловского собора. Эта была высшая
честь для подданного - в пределах крепости хоронили только царственных особ. Со
склепа Брюса начинается знаменитое Комендантское кладбище Петропавловской
крепости, на котором за два века похоронено всего 19 комендантов.
Назад к схеме маршрута
|
|
3. Франция
Этьен Морис Фальконе - создатель “Медного всадника”
Фальконе Этьен Морис (1716-1791) - французский скульптор, член Королевской академии живописи и скульптуры, создатель знаменитых "Амура" и "Купальщицы", руководитель скульптурной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры, автор трактатов по теории искусства.
В 1766 г. великий мастер прибыл в Петербург по приглашению Екатерины II.
Творчество Э. Фальконе было хорошо известно в Петербурге. Он был избран почетным вольным общником Российской Академии художеств.
Двенадцать лет Э.Фальконе посвятил созданию памятника. Своей композицией он подчеркнул созидательный характер деятельности Петра I. В работе ему помогала ученица М.-А. Колло, которая создала голову императора. Русский скульптор Ф.Г. Гордеев вылепил змею. Отливка монумента выполнена Е.Е. Хайловым. Постаментом стал гигантский валун, получивший название "Гром-камень". Э. Фальконе значительно уменьшил его размеры, придав форму гребня волны.
В 1778 г. Э. Фальконе вернулся на родину.
Установка и открытие памятника 7 августа 1782 г. проходили уже без участия автора.
Назад к схеме маршрута
|
|
4. Швеция
Фредрик Лидваль - шведский архитектор, создатель гостиницы "Астория"
Фредрик (Федор Иванович) Лидваль (1870-1945) - петербургский швед, выдающийся архитектор начала XX века. За 20 лет напряженного труда он создал в Санкт-Петербурге 33 здания, 14 из них находятся под охраной государства как исторические памятники.
Построенные им банки, доходные дома, организация внутриквартального пространства, художественное решение в стиле "северного модерна", оказали : сильное влияние на столичную архитектуру этого периода. Дома, построенные Ф. Лидвалем, отличались исключительно высоким качеством строительных работ.
К началу строительства гостиницы "Астория” в 1911-1912 гг. Ф. Лидваль был уже признанным мастером. При создании проекта архитектор должен был учитывать крайне жесткие ограничения Академии художеств не заслонять новым зданием вид с Большой Морской улицы на Исаакиевский собор. Ф. Лидвалю удалось создать выразительный облик отеля, тактично вписанный в уже сложившийся ансамбль исторической Исаакиевской площади. "Астория" стала одной из лучших гостиниц Петербурга.
Назад к схеме маршрута
|
|
5. Португалия
Антон Мануйлович Девиер – первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга
На этом месте во времена Петра I находилась генерал-полицмейстерская канцелярия. Во главе ее стоял Антон Мануйлович Девиер (1682-1745) – выходец из Португалии. Приглашенный Петром I в Россию, он сделал быструю карьеру, получил чин генерал-майора. Любимец и сподвижник русского царя, Девиер с 1718 года был первым генерал-полицмейстером Петербурга.
Под непосредственным руководством А. Девиера осуществлялась вся частная и общественная застройка города, организация переправ, устройство садов и увеселений. Правила рыночной торговли А. Девиера соблюдались в течение всего XVIII века: до полудня – по твердым ценам, после полудня – по вольным. Он разработал и ввел в действие целый комплекс норм городской жизни, систему штрафов за нарушения общественного порядка:
«Зв азартные игры и пьянство – кнут и каторга.
За неоднократную продажу порченых продуктов –
каторга,
За неисправные печи – штраф.
За сброс мусора и нечистот в Неву и притоки – кнут».
Благодаря этим мерам в столице был установлен строгий порядок.
Назад к схеме маршрута
|
|
6. Нидерланды
Корнелиус Крюйс - сподвижник Петра I, один из создателей российского военно-морского флота
Корнелий Иванович Крюйс (1657-1727) - адмирал, один из сподвижников Петра I.
Его имя связано с тремя европейскими странами - Норвегией, Нидерландами и Россией.
Приглашенный Петром I в 1697 г. на службу в чине вице-адмирала К. Крюйс основал по приказу царя Российский Черноморский флот, а в 1705 г. и Балтийский флот. Царь глубоко уважал К. Крюйса. В 1712 г. он был посаженным отцом на свадьбе Петра I.
Усадьба К. Крюйса стала центром религиозной жизни для протестантов, проживавших в Петербурге. Кирха, построенная им в 1708 г., стала родоначальницей не только голландской, но и французской и немецкой реформатских церквей. К. Крюйса называли "покровителем евангелических и реформатских школ всея Руси".
В 1732 г. голландская община разместила молитвенный зал и школу в доме на углу Мойки и Невского проспекта. В 1831-1837 гг. архитектор П.П. Жако построил современное здание голландской церкви. Эта церковь сыграла значительную роль в истории голландской общины. Богослужения проходили до 1927 г.
Назад к схеме маршрута
|
|
7. Германия
Евангелическо-лютеранская церковь Святого апостола Петра
Община св. Петра, самая старая в Петербурге (с 1708 г.), - центр столичной немецкой колонии. Современное здание Евангелическо-лютеранской церкви Святого апостола Петра было построено в 1833-1837 гг. по проекту петербургского немца, выдающегося архитектора Александра Брюллова.
Эта церковь, самая большая из лютеранских церквей в Петербурге, была наиболее посещаемой. К 1917 г. количество прихожан составляло около 15 тысяч. Благотворительное общество при церкви содержало школу Петришуле, приют и детский сад, больницу и дешевые квартиры.
Нынешнее здание школы было построено в 1762 г. архитектором М.Л. Гофманом. Петришуле - старейшая школа Петербурга получила широкое общественное признание. Одним из принципов формирования школы была веротерпимость; в нее принимались дети всех христианских конфессий. К 1910 г. она стала самым большим учебным комплексом в России. Одновременно здесь учились 1600 человек. Ученики, окончившие школу с отличием, награждались золотым перстнем с надписью на латыни "усердию и честности".
Назад к схеме маршрута
|
|
8. Финляндия
Пока не найдена.
Назад к схеме маршрута
|
|
9. Люксембург
Информация будет позднее.
Назад к схеме маршрута
|
|
10. Ирландия
Ирландский композитор Джон Фильд в Петербурге
Джон Фильд (1782-1837)- ирландский композитор, пианист-виртуоз, педагог. Дебютировал в Петербурге в 1804 г. в зале Филармонического общества дома Энгельгардта. Д.Фильд быстро завоевал славу лучшего петербургского пианиста. Россия стала второй Родиной талантливого музыканта, здесь к нему пришла мировая слава композитора и одного из первых представителей романтизма в музыкальном исполнительстве. Это время называют "фильдовским этапом" в
русском пианизме.
Он вошел в историю музыки как создатель нового жанра фортепьянной музыки "ноктюрна". Д.Фильд написал семь концертов для фортепьяно с оркестром, квинтет, два дивертисмента, четыре сонаты, фантазии, рондо, несколько циклов вариаций, восемнадцать ноктюрнов, романсы, на стихи русских поэтов.
Д. Фильд был самым знаменитым преподавателем музыки в Петербурге первой четверти XIX века, оставил после себя целую пианистическую школу. Наиболее выдающимся продолжателем деятельности Д. Фильда как педагога стал А. Г. Рубинштейн, основатель Петербургской консерватории.
Назад к схеме маршрута
|
|
11. Италия
Творчество великого итальянского архитектора Карло Росси в Петербурге
Карло Росси (1775-1849) появился на свет в Неаполе. Он стал русским дворянином и крупнейшим зодчим России эпохи классицизма. Впервые в мировой практике он строил Петербург как единый художественно-целостный архитектурный ансамбль - тринадцать площадей и двенадцать улиц связаны с его именем. Михайловский и Елагин дворцы, здания Сената и Синода, Императорской публичной библиотеки, павильоны Аничкова дворца, Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце, Главный
Штаб определяют исторический облик Санкт-Петербурга.
В начале XX века архитектор И.А. Фомин писал: "... настанет время, когда будут приезжать смотреть произведения Росси, как ездят смотреть мастеров Ренессанса в Италию".
Ансамбль, центром которого является Александрийский театр, - самый крупный проект Росси, занимающий 37 гектаров. В композицию входят театр, две площади и соединяющая их Театральная улица. Она состоит всего из двух зданий с точно выверенными пропорциями - длина 218 м., высота застройки и ширина улицы -22 м. В 1923 г. улица получила имя архитектора - "улица зодчего Росси".
Назад к схеме маршрута
|
|
12. Дания
Жизнь в Аничковом дворце русской императрицы Марии Федоровны
История Аничкова дворца на протяжении более 50 лет была связана с именем императрицы Марии Федоровны (1847-1928), датской принцессы Марии- Софии-Фредерики-Дагмар, супруги императора Александра III. Они обвенчались 27 октября 1866 г. Брак оказался счастливым. За 18 лет в семье родилось шестеро детей.
Мария Федоровна никогда не забывала свою родину, и Аничков дворец украшали полотна ее любимых датских художников: Карла Блоха, Аугуста Шиотта, Карла Фредерика Соренсена.
Императрица была главой Ведомства учреждений императрицы Марии и Российского Красного Креста. В своем любимом Аничковом дворце в годы первой мировой войны императрица устроила приют для увечных воинов.
Мария Федоровна была русской императрицей в течение 13 лет, а 34 года вдовствовала. На ее долю выпали тяжелейшие испытания - похоронила мужа, двоих сыновей (Александра и Георгия), в 1918 г. были расстреляны еще двое ее сыновей (Михаил и император Николай II), невестка и пятеро внуков.
В 1919 г. Мария Федоровна покинула Россию. Последние годы жизни провела в Дании.
Назад к схеме маршрута
|
|
13. Греция
Граф Иоаннис Каподистрия - грек на дипломатической службе в России
Иоаннис (Иван Антонович) Каподистрия (1776-1831) - русский дипломат, впоследствии ставший первым Правителем Греции.
Приглашенный в Россию императором Александром I в 1809 г., И. Каподистрия в течение 18 лет находился на русской дипломатической службе. Сделал блестящую карьеру, достигнув поста статс- секретаря по иностранным делам. С 1816 по 1822 гг. управлял (совместно с К. В. Нессельроде) Министерством иностранных дел. И. Каподистрия воспринимал Россию как свою вторую родину, пользовался полным доверием императора, который высоко ценил его тонкий ум и талант дипломата.
Под началом И. Каподистрия в иностранной коллегии служили два знаменитых выпускника Царскосельского лицея: великий русский поэт А. С. Пушкин и будущий министр иностранных дел, канцлер Российской империи А.М. Горчаков.
Дипломат блестящих способностей и редкой проницательности, он внес большой вклад в подписание Адрианопольского мирного договора (1829 г.), главным итогом которого было признание права народа Греции на национальную независимость. В апреле 1827 г. он был избран Правителем Греции. Став жертвой политической интриги, И. Каподистрия был убит 9 октября 1831 г.
Назад к схеме маршрута
|
|
14. Австрия
Франц (Франтишек) фон Герстнер - создатель первой железной дороги в России
Франц (Франтишек) фон Герстнер (1796-1840) - выдающийся инженер-предприниматель - родился в Праге в семье известного ученого. Прибыл в Россию в 1834 г. Умный и энергичный человек, Ф. фон Герстнер был первым проектировщиком железной дороги, сумевшим привлечь к себе серьезное внимание русских правительственных кругов. Он подал императору Николаю I "Записку о выгодах построения железной дороги между Петербургом и Царским Селом с продолжением до Павловска".
Император одобрил проект и поручил фон Герстнеру немедленно приступить к работе.
Весной 1836 г. началось строительство Царскосельской железной дороги. Две с половиной тысячи рабочих и тысяча четыреста солдат уложили первый 5-километровый участок железнодорожного полотна всего за один месяц. Рельсы, локомотивы и паровые машины были привезены из Европы.
В ноябре 1836 г. пустили первый в России паровоз. Восхищение было всеобщим. Франц фон Герстнер сам выступил в роли машиниста и перевез тысячи людей. Позднее он писал, что проехал "в первые пять дней по пятивёрстному расстоянию 116 раз."
В ознаменование открытия железной дороги в октябре 1837 г. была отчеканена медаль.
Назад к схеме маршрута
|
|
15. Испания
Выдающийся испанский инженер А.А. Бетанкур на русской службе
Августин Августинович Бетанкур (Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина, 1758-1824) - ученый и инженер с мировым именем, выдающийся государственный деятель Испании и России.
В 1808 г. пятидесятилетний А. Бетанкур принят в чине генерал-майора на русскую военную службу. К этому времени он был конструктором первого испанского аэростата, основателем промышленной кинематики, генеральным инспектором путей сообщения Испании.
В России А. Бетанкур - создатель и первый директор Института Корпуса инженеров путей сообщения, создатель системы среднетехнического специального образования в России, один из основателей мостостроения, изобретатель паровых машин для многоковшового экскаватора, глава Комитета для строений и гидравлических работ в Петербурге.
А. Бетанкур был членом комиссии, руководившей строительством Исаакиевского собора: спроектировал фундамент, строительные леса, механизмы для возведения 112 колонн храма. Технические решения, предложенные Бетанкуром, позволили его ученику архитектору О. Монферрану построить самый грандиозный храм Петербурга.
Назад к схеме маршрута
|
|
|